+7 (812) 309-53-80

Адмиралтейство Санкт-Петербурга

 

Здание Адмиралтейства является одним из лучших и узнаваемых памятников архитектуры Санкт-Петербурга.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства хорошо известен как один из городских символов на Неве. Одно слово «адмиралтейство» значит место строительства и ремонта военных споров. Первая верфь в Петербурге выстроили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Тем Не Менее городу требовалась большая адмиралтейская верфь. Согласно распоряжению Петра I новая верфь необходима была быть основана на острове среди Невой и рекой Мья (в настоящее время река Мойка). Данный участок стал именоваться Адмиралтейским. 5 ноября 1704 года жила заложена верфь-крепость, возведенная по генеральному плану-чертежу, своими руками выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, возведенная по плану буквой «П», имела почти 425 м в длину и 213 в ширину. В самой бездне двора занимала «государева контора» — Адмиралтейский дом, от которого ехали одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного авангарда воздвигли башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший совет управления флотом. Во внутреннем дворике Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где творились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась комната, в которой делали корабельные архитекторы и чертежники. Так Как Петербург в то время жил под постоянной опасностью нападения шведов, вокруг Адмиралтейства воздвигли крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого возвышались ряды остроконечных кольев. По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два протока – внутренний и внешний. Чрез год строительство Адмиралтейства было приблизительно закончено. Чтобы образовалось свободное место для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес. Вскоре это место выходило называться Адмиралтейским лугом. 1-Й корабль с Адмиралтейской верфи был выброшен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей суммы 262 боевых корабля. При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными залпами, криками «ура» и полным триумфом. От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей. На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались складские помещения, нарочно устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно устарело, и его решили облицовать камнем. Согласно проекту архитектора И.К. Коробова сооружение было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново написал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени .

В начале XIX столетия, когда менялся характер Санкт-Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть довольно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года. Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из 2-х П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Главный фасад здания, длительностью более четырехсот м, украшен шестью многоколонными портиками. В центре фасада находится многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в духе советского классицизма, стало выглядеть намного более серьезно. Адмиралтейство стало сложным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Над въездной аркой главной башни Адмиралтейства находятся две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, стоят изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. В сторону Зимнего дворца обращены четыре фигуры, олицетворяющие главные течения ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения 2-х богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника. Главная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства прочно связана с флотом. В разное время в нем находились разнообразные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское ведомство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское техническое училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
 
25.01.2017. 12:07

Рафаэлевский сервиз в Царское село возвращают по крупицам

25.01.2017. 12:00

Каким дворцам в Петербурге предстоит реконструкция

25.01.2017. 11:52

В грифонах с Банковского моста реставраторы нашли клад из монет и записок.