+7 (812) 309-53-80

Большая Морская

 

Большая и Малая Морская улицы образовались в Петербурге одними из первых. На этих параллельных улицах проживали моряки, рабочие, служащие Адмиралтейства. Поэтому фактически сразу за улицами в народе закрепилось наименование – Большая и Малая Морская.


В первой половине XVIII столетия по проекту архитектора Н.Ф. Гербеля началась организованная застройка территории Морских слобод и прокладка дорог. Для прокладки существующего направления Крупный Морской дороги было сломано больше двадцати дворов. Помимо того, было завершено образование здесь двухэтажное здания Мытного двора, начатое еще Г.И. Маттарнови. Мытный двор вышел достаточно известным местом трейдинга, он соперничал даже с Гостиным двором. Постройки на Крупный Морской улице в первой половине XVIII столетия большей частью были мазанковые или деревянные.


В тридцатые годы XVIII столетия в итоге больших пожаров очень много построек на Крупный Морской дороге было уничтожено, в т. ч. и Мытный двор. Рынок кончено было не восстанавливать, были основаны лишь малые торговые ряды на округе настоящего дома № 42. После пожаров городскими властями был выпущен особый приказ о том, чтобы застраивать данный район впредь только каменными двухэтажными постройками на высоких подвалах. Помимо того, от пристаней на реке Мойке проложили несколько переулков к Крупный Морской улице, чтобы было сподручнее подвозить материалы к строящимся домам. Прежде своих дней сохранились Кирпичный (видимо, там в это время состояли складские помещения кирпича – отсюда и название) и Почтамтский переулки. Первое каменное сооружение на дороге было возведено в начале сороковых годов XVIII столетия.


В середине XVIII столетия на обширном поле, равном территории двух нынешних кварталов, под руководством Ф.Б. Растрелли был возведен временный одноэтажный Зимний дворец для императрицы Елизаветы. На время реставрации главного Зимнего замка здесь разместился царский двор. В 60-е годы на Крупный Морской дороге было завершено строительство дома для известного русского ученого М.В. Ломоносова (дом № 61). В доме № 36 в эти же годы жил выдающийся архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот.


Во время продажи градостроительных проектов К.И. Росси в первой жене XIX столетия Большая Морская дорога претерпела ряд крупных изменений: для строительства современных корпусов здания Руководящего Центра были сломаны все постройки в начале аллеи, территория от арки Руководящего Центра до Невского проспекта присоединили к Крупный Морской. Позднее начальный сегмент улицы перестроили – теперь он он неукоснительно следовал с севера на юг, сквозь арку прямо на центр Зимнего дворца.


В XIX столетии проложено множество существующих зданий на Крупный Морской улице. Дома № 43 и 45 перестроены по проекту О. Монферрана для Демидовых, дома № 42 и 44 возвели для Ведомства государственных имуществ, возведен корпус Морских казарм вдоль Мойки (дом № 69) и др. В шестидесятые годы на районе дома № 58 была выстроена Немецко-Реформаторская церковь. Потихоньку данный район был все более привлекательным – здесь ранее поселялись и купцы, и банкиры, и даже аристократы. В народе улица оказалась именоваться Бриллиантовой, так как на ней в то время нашлось большое число ювелирных лавок.


На Крупный Морской дороге часто применяли новаторские технологии. В тридцатые годы XIX века тут впервые в городе начались первые газовые светильники, а позднее – электрические. На доме № 2 были также установлены первые в столице электрические часы.

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
 
25.01.2017. 12:07

Рафаэлевский сервиз в Царское село возвращают по крупицам

25.01.2017. 12:00

Каким дворцам в Петербурге предстоит реконструкция

25.01.2017. 11:52

В грифонах с Банковского моста реставраторы нашли клад из монет и записок.