+7 (812) 309-53-80

Эрмитаж знакомит с творчеством Тома де Домона

24.02.2011 12:54

В Государственном Эрмитаже открывается выставка, приуроченная к 250-летнему юбилею со дня рождения французского архитектора и рисовальщика Тома де Томона. Столь разностороннее представление его деятельности в экспозиционной практике музея имеет место впервые.

Выставка включает в себя более ста графических работ мастера, в число которых входят рисунки, чертежи и гравюры. Куратор выставки Валерий Шевченко при создании экспозиции ставил перед собой задачу по развенчиванию распространенного мифа о Тома де Томоне, как «строителе одного ансамбля» - Биржи на стрелке Васильевского острова. Валерий Георгиевич поделился своим представлением об архитекторе: «Это как чистая, свежая нота для петербургской архитектуры – вот в этом его значение, что он в Петербурге стал архитектором. Он сюда приехал, как рисовальщик, он приехал делать карьеру, приехал для устройства собственной судьбы, а здесь стал лучшим архитектором, жизнь заставила. Он сразу попал в поле зрения Павла I, потом Александра I. Он стал придворным архитектором, и та большая ответственность, которую налагали эти колоссальные заказы, заставила его расти. Он много совершенствовался, и здание Биржи – это не единственное творение, есть и другие прекрасные образцы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней», - сказал он.

Тома де Томон, представитель французского неоклассицизма в России начала XIX века, известен, прежде всего, как автор одного из самых впечатляющих петербургских ансамблей – Биржи на Стрелке Васильевского острова. В немалой степени именно Томону Россия начала XIX века обязана утверждением вкуса к подчеркнуто усиленным формам дорического ордера, предельно укрупненным, экспрессивным и монументальным объемам.


Томону, которого иногда называют «строителем одного ансамбля», на самом деле довелось испытать себя в разных областях архитектурного творчества: планировании садов, перестройки жилых интерьеров, работе над мемориальными сооружениями. Выставка дает полное представление о разносторонности дарования мастера. Он предстает не только как архитектор, но и как талантливый рисовальщик.

Эрмитажную коллекцию, наряду с художественными достоинствами и исторической ценностью, отличает определенная цельность. Если другие подобные собрания формировались позднее из разрозненных листов, то в Эрмитаже хранится важнейшая часть наследия Томона, принятая Александром I от вдовы архитектора вскоре после его смерти и тогда же переданная в музей. Очень значимую часть работ Томона-рисовальщика представляют ныне принадлежащие Эрмитажу три альбома из разрозненной серии «Souvenir d’Italie», состоявшей из пяти альбомов. Немаловажным представляется и собрание эрмитажных гравюр Томона, а также несколько экземпляров его изданий, особенно «Traite de peinture» (Трактат о живописи) - своеобразный образец эстетической позиции художника начала XIX века.

Хранящиеся в Эрмитаже проекты и рисунки Томона не так часто становились объектом изучения и рассматривались, как правило, в совокупности с произведениями его современников. Лишь изредка отдельные листы экспонировались на выставках. Впервые такая масштабная экспозиция всецело посвящена творчеству Тома де Томона.

Выставке, приуроченной к 250-летнему юбилею со дня рождения зодчего, сопутствует издание научного каталога коллекции произведений Тома де Томона в Эрмитаже и перевода его «Трактата о живописи» на русский язык.


Идея создания выставки родилась с задумки создания каталога всех произведений Тома де Томона, которые находятся в Государственном Эрмитаже, а уже потом в преддверии круглой даты было решено организовать выставку, приуроченную к 250-летнему юбилею со дня рождения Тома де Томона.

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
 
25.01.2017. 12:07

Рафаэлевский сервиз в Царское село возвращают по крупицам

25.01.2017. 12:00

Каким дворцам в Петербурге предстоит реконструкция

25.01.2017. 11:52

В грифонах с Банковского моста реставраторы нашли клад из монет и записок.