+7 (812) 309-53-80

Шедевры музеев мира в Эрмитаже

21.02.2012 10:22

14 февраля 2012 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка "Карло Кривелли. "Благовещение со Святым Эмидием" из собрания Национальной галереи, Лондон, которая продолжает серию выставок "Шедевры музеев мира в Эрмитаже".

"Благовещение со Святым Эмидием" - самая знаменитая работа венецианского художника XV столетия Карло Кривелли (1430/35-1495?), представлена в Эрмитаже в благодарность за экспонирование шедевра Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" из собрания музея на выставке "Леонардо при миланском дворе" в Национальной галерее, Лондон.

Большой алтарный образ подписан: "OPVS CAROLI CRIVELLI VENETI" (произведение Карло Кривелли венецианца). Напоминание о месте рождения художника свидетельствует о том, что он работал вдали от Венеции: все основные произведения Карло Кривелли созданы на территориях Марке, находившихся во владении Рима. В южной части этой области расположен город Асколи Пичено, в жизни которого произошло важное событие: 22 марта 1482 года папа Сикст IV специальной буллой восстановил права городского самоуправления. Послание понтифика - Libertas ecclesiastica - достигло места назначения 25 марта, в день Благовещения, тут же объявленный общегородским праздником. Тогда же Карло Кривелли был заказан алтарный образ Благовещения для церкви Сантиссима Аннунциата (закончен в 1486 году). Понимая все значение этой картины, Кривелли стремился не просто рассказать о евангельском событии, но и раскрыть те исключительные обстоятельства, что сопутствовали заказу.

Узкий проем, обрамленный пилястрами и увенчанный не менее роскошным карнизом, открывает внутреннее убранство комнаты, в которой молится коленопреклоненная Мария. Над жилищем Мадонны возвышается второй этаж с просторной лоджией, создавая общее впечатление аристократического дворца. Напротив него - похожее палаццо, и пролегающая между ними улица увлекает взгляд вглубь, где линии перспективы замыкаются аркой, в ее проеме видна зубчатая стена - граница города. В этом идеальном урбанистическом виде асколанцам предстал их родной Асколи Пичено, не подлинный, а город мечты, чей образ соответствовал культурным и эстетическим принципам Ренессанса.

Перенесение евангельского события в фантастическую и одновременно реалистическую обстановку приближало его к современности и отвечало чаяниям заказчиков алтаря: праздничной атмосферой радостного предчувствия живут все персонажи картины.

 

Карло Кривелли стремился передать целый мир, увиденный глазами художника XV века. На переднем плане помещены яблоко, символизирующее первородный грех, и огурец - плодородие и сады Эдема. Оба плода - своего рода "обманки": огурец "съезжает" с цоколя, переходя из живописного пространства в реальное. Павлин, восседающий на карнизе второго этажа, - намек на бессмертие, вечную жизнь, уготованную праведникам. Несмотря на обилие красочных подробностей, композиция не кажется перегруженной: благодаря развитому чувству гармонии Карло Кривелли удается сохранить общее равновесие. За художником не случайно закрепилась слава мастера утонченно-рафинированного стиля: он обогатил традиционные приемы венецианцев уверенным рисунком и контрастной светотенью, математически точным построением пространства и архитектуры, ювелирной отделкой форм, грациозностью и элегантностью фигур, как будто сошедших со страниц рыцарских романов.

Выставка проходит в Аполлоновом зале (№260) Зимнего дворца и открыта до 27 мая 2012 г.

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
 
25.01.2017. 12:07

Рафаэлевский сервиз в Царское село возвращают по крупицам

25.01.2017. 12:00

Каким дворцам в Петербурге предстоит реконструкция

25.01.2017. 11:52

В грифонах с Банковского моста реставраторы нашли клад из монет и записок.