+7 (812) 309-53-80

Выставка литографии "Ленинград" в музее городской скульптуры

21.01.2013 14:00

На протяжении почти двадцати лет День снятия блокады Ленинграда (27 января) отмечается в календаре государственных праздников как День воинской славы. Это – победа, сыгравшая «решающую роль в истории России, в которой российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков».

В честь знаменательной даты в Музее городской скульптуры открывается выставка литографий выдающегося графика XX века Анатолия Львовича Каплана (1903-1980) «Ленинград». Выставка объединяет работы художника, выполненные в 1944-1956 гг., посвященные нашему городу. Мы встречаем А.Л. Каплана уже зрелым и более свободным мастером, применившим весь свой опыт в литографском искусстве к новой теме.

А.Л. Каплан всегда рассматривался как художник ленинградской графической школы. Всю сознательную жизнь он провел в Ленинграде, – и это видно в его творчестве. «Рукой художника руководило чувство гражданина, страдавшего за наш город, любящего свою прекрасную, великую Родину Потому эти ленинградские литографии убедительны и цельны по замыслу» (В. Конашевич).

Представленная на выставке серия графических листов чрезвычайно сдержанна по краскам – автор делает их большей частью однотонными, черно-белыми. В Ленинграде литография была одной из самых любимых техник, но многокрасочность тут не нужна – она противопоказана тому содержанию, какое заключено в эстампах.

Блокадные циклы литографий «Ленинград в дни блокады» и «Ленинград после блокады» (1944-1956) созданы А.Л. Капланом по личным впечатлениям. В самые тяжелые первые месяцы войны до весны 1942 года Каплан жил и работал в осажденном Ленинграде. Вернувшись из эвакуации с Урала в 1944 г. он сразу обратился в своем творчестве к изображению любимого, израненного Ленинграда, города, постепенно переходящего к мирной повседневной жизни: «Восстановление дома», «Ремонт троллейбусных проводов», «Ремонт здания Конюшен», «Варят асфальт», «Памятник Николаю I на Исаакиевской площади». Художник называет свои произведения нарочито просто  и буднично, подчеркивая  тем самым необходимость каждодневной работы по восстановлению города, его  памятников, зданий, улиц, набережных.

«Отсутствие оригинальности в сюжетах не лишили оригинальности саму серию «Ленинград». Правда, особливость этих листов как единого целого ощущается, наверное, сегодня острее, чем в конце сороковых, в пору, когда естественное и благородное воодушевление еще объединяло людей, несмотря на наступающее лихолетье. Ныне же, нетрудно увидеть, как далека каплановская печальная сказка о Ленинграде от официальных патриотических картинок» (М.Герман).

Облик города, который на протяжении своей истории неисчислимое множество раз был предметом изображения в искусстве, художник сумел увидеть по своему, свежим взглядом, сумел открыть в нем иные, сравнительно с предшественниками, никем ранее не замеченные черты. «У Каплана свой Ленинград – не совсем обычный и  не каждому знакомый. Но – очень человечный» (Б. Сурис).

На выставке будут представлены 70 графических листов из частной коллекции Исаака и Людмилы Кушнир (Санкт-Петербург), а также литографии из фондов Государственного музея городской скульптуры.

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
 
25.01.2017. 12:07

Рафаэлевский сервиз в Царское село возвращают по крупицам

25.01.2017. 12:00

Каким дворцам в Петербурге предстоит реконструкция

25.01.2017. 11:52

В грифонах с Банковского моста реставраторы нашли клад из монет и записок.