+7 (812) 309-53-80

Павловск

   Среди дворцово-парковых ансамблей Петербурга, зеленым кольцом окружающих город, художественно-архитектурный комплекс Павловска является последним по времени возникновения и принадлежит к числу выдающихся памятников русской культуры конца XVIII - начала XIX века. Начало работ в Павловске относится к 1777 году, когда было решено построить загородную усадьбу для великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II, впоследствии императора Павла I.

   "В строительстве огромного (около 600 га) парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники. Их творческие замыслы воплощали мастера-садоводы, паркоустроители и сотни работных людей и крестьян из окрестных деревень. Первый период формирования парка был весьма значительным, хотя и занимал неполных десять лет. Этот период связан с именем архитектора Чарльза Камерона, который является автором композиционного решения Павловского парка. Ему удалось подчинить заросли русского леса своим творческим замыслам и после тщательно проверенных расчетов заложить главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделить места для рощ и полян. Нарядные цветники, аналогичные цветникам голландских садов, вошли в оформление Центрального района парка - Вольерного участка и Собственного садика, над планировкой которых Ч. Камерон работал вместе с художником Ф. Виолье.

   В течение 1780-1786 годов Ч. Камерону удалось осуществить лучшие свои замыслы. Под его руководством были построены павильоны: Храм Дружбы, Вольер, Молочня, Колоннада Аполлона; проложены Тройная липовая аллея и узкие тропинки, придающие своеобразие пейзажу Центрального района; сооружены мосты через реку Славянку. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме и виден из самых отдаленных районов парка. По проекту Ч. Камерона был также воздвигнут Обелиск в честь основания Павловска и заложены основы планировки районов Большая звезда и Белая береза.

   Второй период в истории парка связан с творчеством итальянского архитектора В. Бренны. Он работал в 90-е годы XVIII века и создал удивительные по красоте и своеобразию районы Старой и Новой Сильвии. В пейзажные картины Старой Сильвии В. Бренна включил бронзовую скульптуру, в Центральном, или Придворцовом, районе распланировал участок Больших кругов, украсив его мраморной скульптурой и цветочными бордюрами; построил большую каменную лестницу, получившую название Итальянской, и оформил оба берега реки Славянки от Висконтиева моста до Пиль-башенного, объединив их Зеленым и Каменным Амфитеатрами.

   Павильон "Пиль-башня", Руинный каскад и лесенки, ведущие к нему, трельяж и мост у северного корпуса дворца, мост с кентаврами и Каменная лестница (спуск к Мариентальскому пруду). Театральные ворота и другие сооружения Павловского парка, построенные по проектам В. Бренны, сделали пейзажи более разнообразными и поэтичными. В 1796 году Павловск - до этого времени усадьба наследника - стал собственностью императора, по приказу которого в 1796-1799 годах В. Бренна увеличивает дворец в объемах, сделав двухъярусными галереи, соединявшие Главный корпус дворца с симметрично расположенными квадратными корпусами, и надстроив эти корпуса до двух этажей. Третий, самый значительный, период в создании парковых пейзажей занимает почти всю первую четверть XIX века. В это время над завершением художественного образа Павловского парка и интерьеров дворца работали три крупнейших мастера - архитекторы А. Воронихин, К. Росси и художник-декоратор П. Гонзаго. В самом начале XIX века (1800-1801 гг.) в Павловске вновь работает Ч. Камерон, по проекту которого были построены павильон Трех граций и Краснодолинный, или Елизаветин, павильон.

   Большой вклад в композиционное решение Павловского парка внес выдающийся художник-декоратор П. Гонзаго, создавший наиболее поэтичные уголки, где природа русского северного леса гением художника стала произведением паркового искусства. Занимаясь планировкой и объемной компоновкой парковых пейзажей, П. Гонзаго организует огромные пространства леса и создает новые районы: Белой березы и Парадного поля, а также Долину прудов, органично вошедшую в район Большой звезды.

   Архитекторы А. Воронихин и К. Росси завершают формирование пейзажей парка строительством мостов через реку Славянку: Висконтиева, Пиль-башенного и Чугунного. Они также создали зеленые интерьеры в парке, включив в его пейзажи Воздушный театр, Турецкую беседку и другие композиции из природного материала. Значительная работа была проделана А. Воронихиным, П. Гонзаго и К. Росси по строительству и отделке Розового павильона.

   В течение почти пятидесяти лет (1777-1824 гг.) продолжалось формирование Павловского дворцово-паркового ансамбля. Несмотря на различие художественных приемов, индивидуальность творческих почерков, все архитекторы, скульпторы и художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль. В Павловском парке можно условно определить семь основных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности. Прямые как стрелы лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, почти полностью решенный в регулярном стиле. "Что шаг, то новая в глазах моих картина..." - так поэт В. А. Жуковский выразил свое восхищение своеобразием пейзажей Павловского парка. Многие известные поэты, писатели и художники так или иначе связали свою творческую судьбу с Павловском, закрепив за ним определение "приюта муз и граций".

 

Особую роль в этом плане сыграл "Музыкальный вокзал", в котором в летнее время с 40-х годов XIX века регулярно проводились музыкально-литературные концерты. Здесь в течение 1856-1870 годов безраздельно владели слушателями венские дирижеры братья Штраусы, из которых особенным успехом пользовался "король вальсов" Иоганн Штраус. Новая жизнь Павловского ансамбля началась после Великой Октябрьской социалистической революции, превратившей его в национальный государственный музей.

   В годы Великой Отечественной войны во время фашистской оккупации Павловска дворцово-парковому ансамблю был нанесен огромный ущерб: разрушены дворец, мосты, павильоны. В парке были вырублены 70 тысяч деревьев и 30 тысяч кустарников. Район Большой звезды был уничтожен почти полностью.

   Благодаря энтузиазму советских людей, их героическим усилиям всемирно известный Павловский парк в мае 1950 года был открыт для посетителей. В течение нескольких десятилетий в парке проводится научно-реставрационная работа, которая ставит своей целью не только залечить оставшиеся раны военного периода, но и восстановить, по возможности, пейзажные композиции такими, какими они были созданы 200 лет тому назад выдающимися мастерами паркостроительного и садового искусства. Гармония рощ и лесов, плавные линии дорог и водоемов, соразмерное чередование открытых и закрытых пространств, семнадцать павильонов, двенадцать мостов через реку Славянку, многочисленные водоемы, образующие три системы прудов - все это, в сочетании с изысканными постройками русского классицизма и ценнейшей мраморной, бронзовой, чугунной и каменной скульптурой, делает парк необыкновенно поэтичным и совершенным творением мастеров конца XVIII - первой четверти XIX века. "Прелесть Павловского парка непередаваема. Его особенно надо беречь", так определил художественное значение парка А. В. Луначарский. В 1983 году павловский дворцово-парковый художественно-архитектурный ансамбль получил статус музея-заповедника. Сегодня Павловский парк - один из крупнейших центров эстетического воспитания и культурно-массовой работы.

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
 
25.01.2017. 12:07

Рафаэлевский сервиз в Царское село возвращают по крупицам

25.01.2017. 12:00

Каким дворцам в Петербурге предстоит реконструкция

25.01.2017. 11:52

В грифонах с Банковского моста реставраторы нашли клад из монет и записок.